I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.
II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в современной системе образования
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.
III. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются:
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.
1. Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.
Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.
В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык".
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений.
В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося.
Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений, созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.
3. Проблемы методического характера
Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне.
Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий).
Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.
4. Кадровые проблемы
Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер, за пределами крупных городов существуют сложности в обеспечении необходимой литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования.
Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.
В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).
Необходимо создание:
Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.
Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".
2. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета, считать оптимальным.
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
3. Литература
Необходимо:
4. Подготовка кадров
В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
«Формирование системы образовательных ресурсов
как основного условия оптимизации качества жизни школьника и наращивания конкурентных преимуществ школы в образовательном пространстве города»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛА
«Развитие обучаюшихся на основе формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА МО
"Системно-деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС"
Цель: Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла (русского языка и литературы) в реализации основных направлений ФГОС
Задачи:
- Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения.
- Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.
- Направить работу на совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
- Активизировать на уроках и во внеурочной деятельности использование современных образовательных технологий.
- Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.
- Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет - сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.
- Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению), к сдаче устной части по русскому языку (9 класс), ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ и ЕГЭ.
- Повышение коммуникативно – речевой грамотности школьников.
- Повышение читательской грамотности учащихся.
- Продолжить изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
• рост качества знаний обучающихся;
• овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
• создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМО:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:
1.Подготовка к школьным, муниципальным предметным олимпиадам.
2.Подготовка к школьным, муниципальным конференциям.
3. Участие обучающихся муниципальных, региональных, Всероссийских очных и заочных конкурсах.
4. Участие обучающихся в интернет олимпиадах и конкурсах.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАДАЧИ:
1) повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи общеобразовательного учреждения;
2) создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ
В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Организационно- методическая работа |
Работа с учащимися |
Работа с родителями |
Сентябрь – ноябрь |
||
Заседание методического объединения: «Организация методической работы по подготовке к ГИА по русскому языку и литературе в 2018-2019 учебном году»:
|
Беседы – разъяснения : - содержание и цели проведения ЕГЭ по русскому языку - ознакомление с организацией и технологией проведения ЕГЭ - психологический настрой.
Информирование учащихся 9, 11 классов по вопросам подготовки к ГИА (сочинение, устная и письменная часть): структура экзаменационных работ , инструктирование учащихся по работе с бланками, официальные сайты ГИА, ознакомление с графиком пробных экзаменов. |
Выступление на родительском собрании по вопросу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе |
Заседание МО «Анализ результатов сдачи ГИА в 2017 -2018 учебном году. |
- Выбор оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ . - Как найти в интернете демоверсии и работать по ним (рассмотреть изменения в демоверсиях) - Работа с контрольно-измерительными материалами. - Работа с бланками КИМ ГИА-9 и ГИА-11 |
Индивидуальные беседы: - цели и содержание ЕГЭ и ОГЭ - технология проведения ЕГЭ и ОГЭ (в том числе и устной части в 9 кл.) - психологическая поддержка ребёнка |
Декабрь – январь |
||
Заседание МО : Круглый стол «Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (методы подготовки к экзаменам в 9-ом и 11-ом классах); |
- Диагностическая работа № 2. Анализ, сравнение с результатами первой работы. Работа над ошибками. - Работа с контрольно-измерительными материалами. - Работа с бланками КИМ ГИА-9 и ГИА-11 |
Выступление учителей на родительском собрании «О ходе подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Проблемы и пути их устранения». |
Организация психологического сопровождения: консультации, тренинги, беседы. |
Обучение учащихся написанию сочинения, особенно по подбору аргументов. |
Индивидуальные консультации для родителей |
|
|
|
Первый этап сдачи экзамена по литературе (сочинение, 11 класс) |
Оценка результата (зачёт, незачёт) |
|
Первый этап сдачи экзамена по русскому языку (устная часть, 9 класс) |
Оценка результата (зачёт, незачёт) |
|
|
Держать под особым контролем подготовку учащихся « группы риска». Наладить работу групп взаимопомощи. |
|
Февраль – март |
||
Ознакомление с нормативными и распорядительными документами : - с приказами «О проведении пробного экзамена», - с инструкциями:
|
- Работа с контрольно-измерительными материалами. - Работа с бланками КИМ ГИА-9 и ГИА-11
|
Индивидуальные беседы- консультации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. |
|
Диагностическая работа № 3. Анализ, сравнение с работами № 1 и № 2. Работа над ошибками. |
|
|
Обеспечение помощи учащимся в преодолении затруднений и построении индивидуального плана подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ |
|
Заседание МО по вопросам: «Подготовка проведения повторения в конце учебного года», «Отработка самостоятельной работы и навыков по тестовым технологиям». |
Ознакомление учащихся с процедурой проверки тестовой части и с критериями проверки развёрнутых ответов (сочинение, изложение). Участие учащихся в пробных экзаменах в формате ОГЭ и ЕГЭ. |
|
Апрель – май |
||
Ознакомление с нормативно-распорядительными документами: - Приказ о формах, сроках и продолжительности ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году. - Приказ «О порядке окончания учебного года», - Приказ «ОБ утверждении положения об итоговой аттестации». - Правила приёма и зачисления в вузы по итогам ЕГЭ. |
Ознакомление учащихся с нормативными документами.
Ознакомление с правилами поведения на экзамене (права и обязанности выпускников).
|
Индивидуальные беседы- консультации, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации |
|
Проведение практических занятий: - правила заполнения бланков на экзамене, - консультации по отдельным темам. Консультации администрации, психолога, классного руководителя («ЕГЭ в вопросах и ответах) - Работа с контрольно-измерительными материалами. |
|
ЗАСЕДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ РССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Заседание № 1 - август |
|
Тема: Организационные вопросы работы методического объединения на 2018-2019учебный год. Русский язык и литература в структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения. |
Ответственные |
|
Рук-ль МО
Пуртова Л.Г., учителя-предметники Учителя-предметники
Учителя русского языка и начальных классов |
Заседание № 2 – ноябрь |
|
Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы. Адаптация пятиклассников».
|
Ответственные |
уроках русского языка /из опыта работы/
|
Уральская Л.Б. Учителя-предметники
Морокова Е.А..
Рук-ль МО
Бережная Е.А. (школьный библиотекарь), рук-ль МО Рук-ль МО, Морокова Е.А., Жернова Л.В. |
Заседание № 3 – январь |
|
Тема: «Освоение и внедрение ФГОС. Создание образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся».
|
Ответственные |
технология, повышающая функциональную грамотность школьников
|
Рук-ль МО
Учителя-предметники
Жернова Л.В. Рук-ль МО, учителя-предметники
Морокова Е.А., Жернова Л.В., Пуртова Л.Г. Рук-ль МО Рук-ль МО, учителя-предметники
|
Заседание № 4 – март |
|
Тема: Контроль над качеством знаний - одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса в условиях ФГОС.
|
Ответственные |
|
Меньшикова О.В.
Рук-ль МО
Учителя-предметники Рук-ль МО Рук-ль МО, педагог-психолог Байбикова Д.Х. |
Заседание № 5 – май |
|
Тема: Подведение итогов учебного года.
|
Ответственные |
- участие в конкурсах, в проведении открытых уроков; - внеклассная работа по предметам; - итоги пополнения портфолио; - поощрение творческих учителей-предметников.
|
Рук-ль МО
Рук-ль МО Учителя-предметники
Морокова Е.А., Уральская Л.Б., Пуртова Л.Г., Меньшикова О.В. Учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы
Учителя-предметники
|
Работа между заседаниями МО
|
|
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Предмет |
Класс |
Программа
|
Учебник |
Учителя работающие в этих классах |
|
Русский язык
|
5 А,Б,В |
Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского |
Русский язык в 2-х частях Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
|
Морокова Е.А. Жернова Л.В.
|
|
Русский язык
|
6 А |
Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой). |
Русский язык: 6 класс. В 2-х частях». (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва) |
Уральская Л.Б. |
|
6 Б, В |
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский // |
Русский язык. Учебник. 6 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, . М.
|
Уральская Л.Б.
Жернова Л.В.
|
|
|
Русский язык,
|
7 Б, В, Г |
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский // |
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 7 класса в 2 частях общеобразовательных учреждений. |
Морокова Е.А. Жернова Л.В. Уральская Л.Б. |
|
7 А |
Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой). |
Русский язык: 7 класс. (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва) |
Меньшикова О.В. |
|
|
Русский язык
|
8 А, В |
Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (М.Т.Баранов)
|
«Русский язык для 8 класса под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой |
Морокова Е.А. |
|
8 Б |
Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой). |
Русский язык: 6 класс. В 2-х частях». (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва) |
Уральская Л.Б. |
||
Русский язык |
9 А, Б, Г |
Программа основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г. |
«Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова
|
Уральская Л.Б. Меньшикова О.В. |
|
9 В |
Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (С.И.Львов)
|
Русский язык: 9 класс. (Авторы С.И.Львов) |
Пуртова Л.Г. |
||
Морокова Е.А. |
|||||
Русский язык |
10 А |
Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (И.В.Гусарова) |
Учебником для ОУ «Русский язык. 10 класс». (И.В.Гусарова)
|
|
|
10 Б |
Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2011 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) |
Учебник: Русский язык. 10-11 классы. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,
|
|
||
Русский язык |
11 |
Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (И.В.Гусарова) |
Учебником для ОУ «Русский язык. 10 класс». (И.В.Гусарова)
|
Морокова Е.А. |
|
Литература |
5 А, Б, В |
Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина) |
Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 5 класс». (В.Я.Коровина). |
Морокова Е.А. Жернова Л.В.
|
|
Литература |
6 А, Б, В |
Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)
|
Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 6 класс». (В.Я.Коровина).
|
Уральская Л.Б. Жернова Л.В.
|
|
Литература |
7 А, Б, В, Г |
Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина) |
Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 7 класс». (В.Я.Коровина).
|
Морокова Е.А. Жернова Л.В. Уральская Л.Б. |
|
Литература |
8 А, Б, В
|
Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина) |
Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 8 класс». (В.Я.Коровина). |
Морокова Е.А. Уральская Л.Б. Меньшикова О.В.
|
|
Литература |
9 А, Б, Г |
Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина) |
Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 9 класс». (В.Я.Коровина). |
Морокова Е.А. Жернова Л.В. Меньшикова О.В.
|
|
|
9 В |
Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин) |
Учебник «Литература. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Г.С. Меркина, издательство «Русское слово» |
Пуртова Л.Г |
|
Литература 10 класс |
10 А |
Программой по литературе для ОУ (5-11 классы). (Б.А. Ланин). |
Учебником для ОУ «Литература. 10 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова |
Морокова Е.А. |
|
10 Б |
Программой по литературе для ОУ (5-11 классы). (Б.А. Ланин). |
Учебником для ОУ «Литература. 10 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова |
|||
Литература
|
11 А |
Программой по литературе для ОУ (5-11 классы). (Б.А. Ланин). |
Учебником для ОУ «Литература. 11 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова |
Морокова Е.А. |
|