Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_88cb78f4ecb450687816aed8156aae78, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

от . Опубликовано в Учительская - Байданова Ботагоз Рыспаевна

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

            Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

            Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

            Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

            Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

            Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.   

Основные содержательные линии

            В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

            Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

            Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

            Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

            Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

            Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

            Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

            • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час в  две недели - на внеклассное чтение. Всего на изучение программного материала отводится  102 часа, из них 17 часов на уроки внеклассного чтения. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

      Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; 

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (инд. и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 сл/ минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. 

 

Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). 

Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа

 

Учебная дисциплина

Класс

Программа, кем рекомендо

вана и когда

Типпрограммы

(государственная, авторская)

Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Лите

ра-

тур

ное

чте

ние

 

4

класс

Программа

авторов:Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

«Родная речь»

Рекомендовано Мини-

стерством образования

и науки РФ.

Государст-

венная.

3 часа в

неделю

 

102 часа в год.

 

«Родная речь»

Л.Ф.Климанов

М.В.Голованова

В.Г.Горецкий

 

1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литер-у чтению»

2. С. В. Кутявина «Поурочные

разработки по

внеклассному

чтению».

Набор таблиц

по развитию

речи.

 

 

             Календарно-тематическое планирование  по литературному чтению в 4 классе.

 

Тема

Кол-во часов

Контрольные и диагностические  работы.

1.

Летописи, былины, сказания, жития

7 ч.

Проверка техники чтения.

2.

Чудесный мир классики.

17ч.

Тест

3.

Поэтическая тетрадь!

9 ч.

Конкурс стихов

4.

Литературные сказки.

8 ч.

Тест

5.

Делу время – потехе час.

8 ч.

Тест

6.

Страна далекого детства.

6 ч.

Проверка техники  чтения

7.

Поэтическая тетрадь.

5  ч.

Конкурс стихов

8.

Природа и мы.

10 ч.

Пересказ

9.

Поэтическая тетрадь.

8 ч

Конкурс стихов

10.

Родина

6 ч.

Тест

11.

Страна фантазия.

5  ч

Тест

12.

Зарубежная литература.

10ч

Постановка сказки

13.

Повторение

2  ч

Проверка техники чтения

 

Всего:

102 ч

 

 

Учебно-тематическое планирование курса литературное чтение 4 класс

 

Раздел №1

Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (7 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности былин.

УМЕТЬ: анализировать прочитанное; правильно читать и понимать исторические произведения; находить аналогии с реальными историческими событиями; характеризовать героев; высказывать свои суждения о прочитанном.

 

№ темы

 

Тема урока

Кол час

Типы  уроков

Вид  контроля

Дата проведения

урока

Факт. дата

 

1.

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронтальный опрос

 

 

 

2.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

3.

«И вспомнил Олег коня своего».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

4.

«Ильины три поездочки».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

5.

«Житие Сергия Радонежского»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

6.

Внеклассное  чтение

Летописи, былины, сказания

1

Закрепление  знаний

 

 

 

 

7.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос.Тест

 

 

 

 

Раздел №2

Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (17 ч)

 

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности литературных сказок; особенности басен.

УМЕТЬ: давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, находить в тексте средства художественно выразительности; создавать план произведения; высказывать свои суждения о прочитанном.

 

 

 

 

темы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения урока

Факт. дата

 

8.

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

9.

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

 

 

10.

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин «Няне»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

11.

А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

12.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

13.

Внеклассное  чтение

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

14.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

 

 

15.

Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

16.

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

17.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

18.

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

19.

Л. Толстой «Детство»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Мини-сочинение

 

 

 

20.

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

21.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

22.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

 

 

23.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Творческие задания

 

 

 

24.

Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №3

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (9 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности стихотворения.

УМЕТЬ: находить в тексте средства художественной выразительности; определять позицию автора; выразительно читать;выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во час

                      

                 Типы  уроков

 

 Вид  контроля

Дата проведения

урока

Факт. дата

 

25.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

26.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

 

 

 

27.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

 

 

 

28.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

29.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

 

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

 

 

 

30.

Внеклассное  чтение

«Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал)

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

31.

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

 

 

 

32.

И. А. Бунин  «Листопад»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

 

 

 

33.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

 

 

 

 

Раздел №4

Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ  (8ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:  особенности авторских сказок.

УМЕТЬ:  характеризовать героев; выделять в тексте слова автора и персонажей; делить текст на смысловые части; составлять план пересказа.

 

 

 

 

 

темы

 

Тема урока

Колчас

 

Типы  уроков

 

Вид  контроля

Дата проведения

урока

Факт. дата

34.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

35.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Обобщение и систематизация знаний

Краткий пересказ

 

 

36.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

37.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

 

38.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

39.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

 

 

40.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

41.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Закрепление  знаний Обобщение и систематизация знаний

Краткий пересказ

 

 

 

Раздел №5

Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС  (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности сказок, рассказов.

УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном; соотносить заглавие и основную мысль произведения; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

 

 

темы

 

Тема урока

Колчас

 

Типы  уроков

 

Вид  контроля

Дата проведения

урока

Факт. дата

 

42.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

43

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Закрепление  знаний

Крат.пересказ

 

 

 

44.

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

45.

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Закрепление  знаний

Выразительное чтение

 

 

 

46.

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

47.

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

 

 

 

48.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

49.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Проверь себя!

1

Закрепление  знаний

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

Фронт. опрос

 

 

 

 

 

Раздел №6

Тема: СТРАНА ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА  (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:  особенность рассказов.

УМЕТЬ: устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; передавать содержание через разные виды пересказа по плану.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол час

 

Типы  уроков

 

Вид контроля

Дата проведения

урока

Факт.

 дата

 

50.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Изучение и закрепление  знаний

Пересказ

 

 

 

51.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

52.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Закрепление  знаний

Выборочное чтение

 

 

 

53.

М. М. Зощенко «Елка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

54.

М. М. Зощенко «Елка»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

 

 

55.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 

 

 

Раздел №7

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (5 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность стихотворения.

УМЕТЬ: определять позицию автора; самостоятельно заучивать наизусть;  выразительно читать.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата

проведения

урока

Факт.

 дата

 

56.

В.Я. Брюсов. «Опять сон»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

57.

В.Я. Брюсов. «Детская».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

58.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

59.

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

60.

М. Цветаева «Наши царства».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №8

Тема: ПРИРОДА И МЫ  (10 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность рассказов.

УМЕТЬ: определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев;  делить текст на смысловые части; выделять в тексте слова автора и персонажей.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Факт.

 дата

 

 

61.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

62.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

 

 

 

63.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

64.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

65.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

 

 

 

66.

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

 

 

 

67.

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выборочное чтение

 

 

 

68.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Закрепление  знаний

Составление плана пересказа

 

 

 

69.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

 

 

 

70.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 

 

 

Раздел №9

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность стихов.

УМЕТЬ: определять позицию автора; находить в тексте средства художественной выразительности; самостоятельно заучивать наизусть; выразительно читать.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Факт.

 дата

 

71.

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразителное чтение

 

 

 

72.

Внеклассное  чтение

Стихи русских поэтов о природе

1

Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

 

73.

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

74.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Мини - сочинение

 

 

 

75.

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

76

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

77

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Закрепление  знаний

Чтение наизусть

 

 

 

78

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

 

 

 

 

                                                                                                                 Раздел №10

Тема: РОДИНА (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:  особенность стихов.

УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном, выразительно читать; анализировать прочитанное; характеризовать прочитанное. 

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Факт.

 дата

 

 

79

И. С. Никитин «Русь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

80

И. С. Никитин «Русь»

1

Закрепление  знаний

 

 

 

 

81

С. С. Дрожжин «Родине»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

 

 

 

82

А. В. Жигулин «О, Родина!»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразительное чтение

 

 

 

83

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

84

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» Проверь себя!

1

Закрепление  знаний. Обобщение и систематизация знаний

Выразительное чтение

Фронтальный опрос

 

 

 

 

                                                                                                                Раздел №11

Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (5 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность рассказов.

УМЕТЬ: высказывать суждения о прочитанном; характеризовать героев, подробно и кратко пересказывать, читать выразительно по ролям.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Факт.

 дата

 

85

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

86

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

 

 

 

87

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

88

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

 

 

 

89

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 

 

 

                                                                                                                   Раздел №12

Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:  особенность сказок и рассказов.

УМЕТЬ: определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев; делить текст на смысловые части; выделять в тексте слова автора и персонажей; высказывать свои суждения о прочитанном.

 

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата

проведения

урока

Факт. дата

 

90-91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

2

Изучение и первичное закрепление знаний

Краткий пересказ

 

 

 

92-93

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

2

Изучение и закрепление знаний

 

 

 

 

94-95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

 

 

 

97

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

 

 

 

 

98-99

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

2

Изучение и закрепление знаний

Выборочное чтение

 

 

 

100

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Тест

 

 

 

 

                                                                                                                Раздел №13

Тема: ПОВТОРЕНИЕ (2ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:  особенность сказок, рассказов и стихотворений.

УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном.

 

№ те

мы

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Типы  уроков

 

Вид

контроля

Дата проведения

урока

Факт.

дата

101

Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!».

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

 

 

102

Игра «Литературные тайны». Проверка техники чтения.

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтаный опрос

 

 

                                               

Список литературы по реализации программы.

 

I Для учителя:

  1. А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В. Г.Горецкий  «Родная речь» 4 класс.

2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению»

     3. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс»

 

II Для ученика: А.Ф.Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий

  «Родная речь» 4 класс.