Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час в две недели - на внеклассное чтение. Всего на изучение программного материала отводится 102 часа, из них 17 часов на уроки внеклассного чтения. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиеся должны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиеся должны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (инд. и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 сл/ минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Учебная дисциплина |
Класс |
Программа, кем рекомендо вана и когда |
Типпрограммы (государственная, авторская) |
Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов |
Базовый учебник |
Методическое обеспечение |
Дидактическое обеспечение |
Лите ра- тур ное чте ние |
4 класс |
Программа авторов:Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендовано Мини- стерством образования и науки РФ. |
Государст- венная. |
3 часа в неделю
102 часа в год.
|
«Родная речь» Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий
|
1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литер-у чтению» 2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению». |
Набор таблиц по развитию речи.
|
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Контрольные и диагностические работы. |
1. |
Летописи, былины, сказания, жития |
7 ч. |
Проверка техники чтения. |
2. |
Чудесный мир классики. |
17ч. |
Тест |
3. |
Поэтическая тетрадь! |
9 ч. |
Конкурс стихов |
4. |
Литературные сказки. |
8 ч. |
Тест |
5. |
Делу время – потехе час. |
8 ч. |
Тест |
6. |
Страна далекого детства. |
6 ч. |
Проверка техники чтения |
7. |
Поэтическая тетрадь. |
5 ч. |
Конкурс стихов |
8. |
Природа и мы. |
10 ч. |
Пересказ |
9. |
Поэтическая тетрадь. |
8 ч |
Конкурс стихов |
10. |
Родина |
6 ч. |
Тест |
11. |
Страна фантазия. |
5 ч |
Тест |
12. |
Зарубежная литература. |
10ч |
Постановка сказки |
13. |
Повторение |
2 ч |
Проверка техники чтения |
|
Всего: |
102 ч |
|
Учебно-тематическое планирование курса литературное чтение 4 класс
Раздел №1
Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (7 ч)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности былин.
УМЕТЬ: анализировать прочитанное; правильно читать и понимать исторические произведения; находить аналогии с реальными историческими событиями; характеризовать героев; высказывать свои суждения о прочитанном.
№ темы |
Тема урока |
Кол час |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
1. |
Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи. |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
2. |
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
3. |
«И вспомнил Олег коня своего». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
4. |
«Ильины три поездочки». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
5. |
«Житие Сергия Радонежского» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
6. |
Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания |
1 |
Закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
7. |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный опрос.Тест |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №2 Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (17 ч)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности литературных сказок; особенности басен. УМЕТЬ: давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, находить в тексте средства художественно выразительности; создавать план произведения; высказывать свои суждения о прочитанном.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ темы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
8. |
П. П. Ершов «Конек - горбунок» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
9. |
П. П. Ершов «Конек - горбунок» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
10. |
А. Слонимский. «О Пушкине» А.С. Пушкин «Няне» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
11. |
А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
12. |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
13. |
Внеклассное чтение Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
14. |
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
15. |
Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
16. |
А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
17. |
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
18. |
С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
19. |
Л. Толстой «Детство» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Мини-сочинение |
|
|
| ||||||||||||||||
20. |
Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
21. |
А.П. Чехов «Мальчики» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
22. |
А.П. Чехов «Мальчики» |
1 |
Закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
23. |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Творческие задания |
|
|
| ||||||||||||||||
24. |
Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №3 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (9 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности стихотворения. УМЕТЬ: находить в тексте средства художественной выразительности; определять позицию автора; выразительно читать;выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во час |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
25. |
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
26. |
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразитель ное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
27. |
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразитель ное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
28. |
А. Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
29. |
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
|
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразитель ное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
30. |
Внеклассное чтение «Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал) |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
31. |
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразитель ное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
32. |
И. А. Бунин «Листопад» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразитель ное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
33. |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронталь ный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №4 Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности авторских сказок. УМЕТЬ: характеризовать героев; выделять в тексте слова автора и персонажей; делить текст на смысловые части; составлять план пересказа.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ темы |
Тема урока |
Колчас |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата | |||||||||||||||||
34. |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
| |||||||||||||||||
35. |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Краткий пересказ |
|
| |||||||||||||||||
36. |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
| |||||||||||||||||
37. |
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
1 |
Закрепление знаний |
Пересказ |
|
| |||||||||||||||||
38. |
П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
| |||||||||||||||||
39. |
П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение по ролям |
|
| |||||||||||||||||
40. |
А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
| |||||||||||||||||
41. |
А.С. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний |
Краткий пересказ |
|
| |||||||||||||||||
Раздел №5 Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (8 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенности сказок, рассказов. УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном; соотносить заглавие и основную мысль произведения; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ темы |
Тема урока |
Колчас |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
42. |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
43 |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
1 |
Закрепление знаний |
Крат.пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
44. |
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
45. |
В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
1 |
Закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
46. |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
47. |
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение по ролям |
|
|
| ||||||||||||||||
48. |
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
49. |
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Проверь себя! |
1 |
Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний |
Пересказ Фронт. опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №6 Тема: СТРАНА ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА (6 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность рассказов. УМЕТЬ: устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий; подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; передавать содержание через разные виды пересказа по плану.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол час |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
50. |
Б. С. Житков «Как я ловил человечков» |
1 |
Изучение и закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
51. |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
52. |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
1 |
Закрепление знаний |
Выборочное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
53. |
М. М. Зощенко «Елка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
54. |
М. М. Зощенко «Елка» |
1 |
Закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
55. |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №7 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (5 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность стихотворения. УМЕТЬ: определять позицию автора; самостоятельно заучивать наизусть; выразительно читать.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
56. |
В.Я. Брюсов. «Опять сон» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
57. |
В.Я. Брюсов. «Детская». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
58. |
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
59. |
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
60. |
М. Цветаева «Наши царства». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №8 Тема: ПРИРОДА И МЫ (10 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность рассказов. УМЕТЬ: определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев; делить текст на смысловые части; выделять в тексте слова автора и персонажей.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата
|
| ||||||||||||||||
61. |
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
62. |
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» |
1 |
Закрепление знаний |
Краткий пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
63. |
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
64. |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
65. |
А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение по ролям |
|
|
| ||||||||||||||||
66. |
М. М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
67. |
Е. И. Чарушин «Кабан» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выборочное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
68. |
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
1 |
Закрепление знаний |
Составление плана пересказа |
|
|
| ||||||||||||||||
69. |
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
70. |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №9 Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность стихов. УМЕТЬ: определять позицию автора; находить в тексте средства художественной выразительности; самостоятельно заучивать наизусть; выразительно читать.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
71. |
С. А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразителное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
72. |
Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
73. |
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
74. |
Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Мини - сочинение |
|
|
| ||||||||||||||||
75. |
Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
76 |
С. А. Есенин «Лебедушка» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
77 |
С. А. Есенин «Лебедушка» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
78 |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронталь ный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №10 Тема: РОДИНА (6 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность стихов. УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном, выразительно читать; анализировать прочитанное; характеризовать прочитанное.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата
|
| ||||||||||||||||
79 |
И. С. Никитин «Русь» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
80 |
И. С. Никитин «Русь» |
1 |
Закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
81 |
С. С. Дрожжин «Родине» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Чтение наизусть |
|
|
| ||||||||||||||||
82 |
А. В. Жигулин «О, Родина!» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Выразительное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
83 |
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
84 |
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» Проверь себя! |
1 |
Закрепление знаний. Обобщение и систематизация знаний |
Выразительное чтение Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №11 Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (5 ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность рассказов. УМЕТЬ: высказывать суждения о прочитанном; характеризовать героев, подробно и кратко пересказывать, читать выразительно по ролям.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
85 |
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
86 |
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» |
1 |
Закрепление знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
87 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
88 |
Кир Булычев «Путешествие Алисы» |
1 |
Закрепление знаний |
Чтение по ролям |
|
|
| ||||||||||||||||
89 |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный опрос |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №12 Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (10ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность сказок и рассказов. УМЕТЬ: определять тему и основную мысль произведения; характеризовать героев; делить текст на смысловые части; выделять в тексте слова автора и персонажей; высказывать свои суждения о прочитанном.
|
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата |
| ||||||||||||||||
90-91 |
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
2 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
Краткий пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
92-93 |
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
2 |
Изучение и закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
94-95 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
96 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Пересказ |
|
|
| ||||||||||||||||
97 |
Сельма Лагерлеф «Святая ночь» |
1 |
Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
| ||||||||||||||||
98-99 |
Сельма Лагерлеф «В Назарете» |
2 |
Изучение и закрепление знаний |
Выборочное чтение |
|
|
| ||||||||||||||||
100 |
Проверь себя! |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Тест |
|
|
| ||||||||||||||||
Раздел №13 Тема: ПОВТОРЕНИЕ (2ч) Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ: особенность сказок, рассказов и стихотворений. УМЕТЬ: высказывать свои суждения о прочитанном. |
| ||||||||||||||||||||||
№ те мы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Типы уроков |
Вид контроля |
Дата проведения урока |
Факт. дата | |||||||||||||||||
101 |
Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!». |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтальный опрос |
|
| |||||||||||||||||
102 |
Игра «Литературные тайны». Проверка техники чтения. |
1 |
Обобщение и систематизация знаний |
Фронтаный опрос |
|
| |||||||||||||||||
Список литературы по реализации программы.
I Для учителя:
- А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В. Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс.
2. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по чтению»
3. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс»
II Для ученика: А.Ф.Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий
«Родная речь» 4 класс.