Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_bd43eab31d8c2a8aa674ef9bbb196b4f, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку

от . Опубликовано в Учительская - Байданова Ботагоз Рыспаевна

Паспорт рабочей программы по  русскому языку.

Тип программы: программа начального общего образования.

Статус программы: рабочая программа.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на    информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-для педагогических работников МБОУ «СОШ №2»программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

-для администрации МБОУ «СОШ №2»программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ «СОШ №2»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 136 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:4 часа в неделю

Формы контроля: диктанты, грамматические задания, контрольное списывание, изложение, тестовые задания.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:

- Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;

- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);

- Учебного плана МБОУ «СОШ№2» на 2013-2014 учебный год;

-Примерной   авторской программы начального общего образования  по русскому  языку  Рамзаевой Т.Г.,2008.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений. В 4 классе происходит усложнение сформированных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, текст. Ведущим направлением становится словоизменение (из­менение по падежам имен существительных и имен при­лагательных, изменение по лицам глаголов). На основе знаний словоизменения в 4 классе проводится  формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окон­чаний глаголов. Предметом усвоения при написании ор­фограмм становит­ся совокупность действий, выполняемых в определенном порядке в целях решения орфографиче­ской задачи. Новым для обучающихся 4 класса являет­ся изучение предложений с однородными членами. 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и гра­фики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечи­вающих восприятие, воспроизведение и создание собст­венных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользо­ваться словарями разных типов и ряд других задач, на­правленных на эстетическое, эмоциональное, нравствен­ное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
    свою речь.

     Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Количество часов в неделю             4 ч.
Количество часов в 1 триместре         - 40 ч.
Количество часов во 2 триместре      -  44 ч.    136 ч                  

Количество часов в 3 триместре        -  52 ч

 

Для реализации программного содержания используется учебник Рамзаевой  Т.Г. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2009). Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 

Изменения, внесенные в  авторскую программу и их обоснование:

Ниже приведена таблица изменений авторской программы из-за сокращения количества часов с 170 до 136.

 Авторская программа

Рабочая программа

Повторение    21 час

 

Повторение 13 часов

Однородные члены предложения   7 часов 

Однородные члены предложения   6 часов 

Текст  4 часа

 Текст  2 часа

Имя существительное  48  часов

Имя существительное  41 часа

Местоимение   8 часов

Местоимение    6 часов

Глагол  35 часов

Глагол  32 часа

Имя прилагательное   33 часа

Имя прилагательное   24 часов

Повторение изученного за год  14 часов

Повторение изученного за год  13 часов

Итого: 170 ч.

Итого: 136 ч.

 

УМК :

Учебник «Русский язык» автор Т.Г.Рамзаева  4 класс  в 2 частях (М.Дрофа, 2009);

Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.-М.: ВАКО,2006

 

Особенности, предпочтительные методы обучения:

фронтальная беседа, тестирование; все методы мотивации учебной деятельности, словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, исторический подход, методы психологии, индукция, аналогия, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы,  проблемные методы, исследовательские, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.

 

Перечень обязательных контрольных работ в 4 классе

Виды контроля результатов обучения.

   Текущий контроль. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменений в планировании последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Итоговый контроль:

- контрольные работы; (диктанты, списывания)

- тестирование;

- контрольное изложение.

Методы и формы организации контроля.

Устный опрос требует устного изложения учеником изучаемого материала, связанного повествования. Опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работанебольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме курса. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.

 Контрольная работа используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением и графическими навыками (русский язык, математика). Контрольная работа оценивается отметкой.

Тестовые задания дают точную количественную характеристику не только уровня достижения школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнить правильный и неправильный ответы и т.п.

Тестирование предполагает выбор учащимися правильного ответа из ряда предложенных вариантов.

 

Контрольное списывание: объём равен норме чтения за минуту.

 

5 - без ошибок

4- 1орфографическая и 1 исправление.

3- 2 ошибки и 1-2 исправления; 1 ошибка и 3-4 исправления.

2 -3 ошибки.

1- свыше 3 ошибок

Скорость списывания - 50 знаков в минуту.

Словарный диктант: до 20 слов 1 раз в 2 недели

5 - без ошибок

4- 1- 2 ошибки и 1 исправление.

3 - 3 - 4 ошибки и 1 исправление.

2 – 5 - 7 ошибок.

1- свыше 7 ошибок

Чистописание: контроль -  5-8 минут, не менее 3 строчек, оценивается  1 раз в месяц. На каждом уроке – 5 – 7 минут, образец прописывает учитель.

Контрольный диктант.

5 - не ставится при 3 исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно ставить.

4 – 2 орфографические и 2 пунктуационные или 1 орф. и 3 пункт.

3 – 3 - 4 орф. и 4 пункт.; или 5 орф.

2 - более 5-8 орфографических

1 – более 8 орфографических.

Грамматические задания:

5 - без ошибок

4 - не менее 3\4 верно.

3 - не менее 1\2 верно

2 – не выполнено больше половины объёма заданий.

1-   не выполнено ни одно задание.

Формы организации учебного процесса .

1       Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2       Урок закрепления знаний.

3       Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

4       Урок обобщения и систематизации знаний.

5       Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

6       Комбинированный урок. 7. Урок развития речи

                                                                                     Содержание курса

 

Элементы содержания раздела

Кол-во

часов

Результат обучения

Контроль

                                                                                            ПОВТОРЕНИЕ    14  часов

 

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — зна­чимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки ор­фограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставле­ние).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаго­лов: общее значение, вопросы, постоянные и из­меняемые категории, роль в предложении. Правописание родо­вых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце су­ществительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопро­сы что  делаешь?   что   сделаешь?

 

 

  11

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

 

Проверочные работы – 1

 

Словарные диктанты – 2

 

Сочинение-1

 

Диктант-2

 

Изложение-1

 

 

                                                                             ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   5 часов 

Главные и второстепенные члены предложения (общее поня­тие). Предложение с однородными чле­нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

 

4

Обучающиеся должны знать:

признаки однородных членов

       предложения;

Обучающиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

 

Диктант-1

Словарные диктанты – 1

Тест- 1

 

 

 

 

 

                                                                                                              ТЕКСТ  2 часа

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: те­ма и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложе­ниями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (пове­ствование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразитель­ные средства текста.

 

 

 

 

 

1

 

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассужде­ние — и использовать их в речи.

 

Изложение -1

                                                                                             ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  41 час

 

Склонение имен существительных в единственном числе. Осо­бенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

 

 

 

10

Обучающиеся должны знать:

определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

 

 

Тесты – 2

 

Диктанты – 3

 

Проверочные работы – 2

 

Словарные диктанты – 4

 

Изложение-2

 

Контрольное списывание-1

 

Три типа склонения имен существительных.

3

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель­ных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в раз­личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам­чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.

 

 

 

13

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди­тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.

 

9

                                                                                          МЕСТОИМЕНИЕ    5 часов

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

 

 

 

1

Обучающиеся должны знать:

определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

 

 

Диктант– 1

 

Изложение – 1

 

 

 

 

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

 

 

2

                                                                                           ГЛАГОЛ   32 часа

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

 

 

2

Обучающиеся должны знать:

определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения;

Обучающиеся должны уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

 

 

Проверочные работы – 1

 

Тесты – 1

 

Словарные диктанты – 4

 

Сочинение – 2

 

Изложение-3

 

Контрольное списывание-1

 

Контрольные диктанты- 2

 

 

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

 

2

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

 

6

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

 

6

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

 

2

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

 

3

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать?(учиться).

 

3

                                                                                     ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ   24 часа

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

 

 

1

Обучающиеся должны знать:

определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

 

 

Проверочные работы – 2

 

Тесты – 2

 

Словарные диктанты – 3

 

Контрольные

диктанты – 1

 

Изложения -4

 

 Контрольное списывание-1

 

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен­ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

 

 

12

Склонение и правописание имен прилагатель­ных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

 

5

                                                                                                           НАРЕЧИЕ

                                                                        (наблюдение в процессе речевого общения)

Наречие — неизменяемая часть речи. Значение и вопросы. Роль в общении. Употребление наречий в глагольных словосочетаниях: летел высоко, двигались медленно и т. п. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна.

 

 

Обучающиеся должны уметь:

правильно писать наречия: близко, быстро, везде, вместе, вчера, завтра, здесь, издалека, медленно,  назад, налево, направо, однажды, около, потом, сегодня, слева, справа, снизу, хорошо.

 

                                                                           ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

                                                                             (наблюдение в процессе речевого общения)

       Роль в общении. Склонение количественных числительных в словосочетаниях (типа два карандаша, пять дней, десять страниц), их употребление в речи.

 

 

Уровень не проверяется.

 

                                                                                             ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД  13 часов

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

 

 

 9

См. общие требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса

 

Контрольное списывание-1

 

 

Сочинение -1

 

Контрольный диктант-1

 

Изложение -1

 

 

 

                                                                                                                          ЛЕКСИКА

 

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Си­нонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

 

 

в процессе ежедневной  работы

 

Обучающиеся должны уметь:

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;

пользоваться толковым словарем, словарем синони­мов, антонимов.

 

 

                                                                                        ТЕКСТ. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

 

 

в

течение всего

года, входят

в кол-во часов изучаемых тем

Обучающиеся должны уметь:

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по­здравление;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.

 

                                                                                                           ЧИСТОПИСАНИЕ

 

Закрепление навыка правильного начертания букв, рацио­нальных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

ежеурочно

по 7 -8 минут

 

Обучающиеся должны уметь:

каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 - 80 слов).

 

                                                                                                       РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Связный текст описания из деформированных предложений, сочинение по наблюдениям, изложения (краткое, с элементами рассуждения, по самостоятельно составленному плану), свободный диктант с элементами сочинения.

6 (втечение всего года, входят

в кол-во часов изучаемых тем)

 

Обучающиеся должны уметь:

составлять текст краеведческого содержания из 75 - 80 слов по плану, картинке, опорным словам.

 

 

                                                                      Учебно-тематический план курса

№ п/п

 

 

 

Тема урока

 

Всего часов

 

Тип урока

 

Вид контроля

 

Дом. зад.

Дата

 

 

                                                                                  Повторение – 14 часов

 

  1.  

1

Слово, предложение, текст. Знаки препинания в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.5 упр.5

правило

 

 

  1.  

2

Главные и второстепенные члены предложения. Установление связи слов в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.7 упр.10

 

 

  1.  

3

Р. р. Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания. Сочинение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.10 у.14

правило

 

 

  1.  

4.

Входной диктант. № 1

1

Урок контроля знаний

 

 

 

 

  1.  

5

Звуки и буквы. Слог, ударение в словах.

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.13 у.22

правило

 

 

  1.  

6

Состав слова. Разбор слова по составу. Проверочная работа.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

 

С.17 у.30

правило

 

 

  1.  

7

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.18 у.33

правило

 

 

  1.  

8

Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.22 упр.43

 

 

  1.  

9

Р. р. Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальный

С.24-25 у.52

 

 

  1.  

10

Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении. Разделительные ъ и ь.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.27 у.56

правило

 

 

  1.  

11

Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Словарный  диктант.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.41 у.80

правило

 

 

  1.  

12

Р. р. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

13

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Закрепление изученного.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.40 у.79

 

 

  1.  

14

Контрольный диктант по теме «Повторение за 3 класс»

1

Урок контроля знаний

№ 2

Контрольный диктант

 

 

 

                                                                                  Однородные члены – 5 часов                                                                                                                                                    

 

  1.  

1

Однородные члены предложения Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.44 у.86

правило

 

 

  1.  

2

Однородные члены предложения с союзами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.49 у.91

правило

 

 

  1.  

3.

Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.50 у.96

 

 

  1.  

4

Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.100 у.101

 

 

  1.  

5

Диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок контроля знаний

№ 3

Тематический

 

 

 

                                                                                             Текст – 2 часа

 

  1.  

1.

Р. р. Текст. Выделение в тексте темы, основной мысли.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.56 у.104

 

 

  1.  

2

Р. р. Составление плана текста. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.57 у.106

 

 

                                                                                          Имя существительное – 41 часов

 

  1.  

1

Склонение имен существительных. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.63 у.113

правило

 

 

  1.  

2

Несклоняемые имена существительные

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.66 у.116

правило

 

 

  1.  

3

Именительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.66 у.119

Правило

 

 

  1.  

4

Родительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.69 у.124

правило

 

 

  1.  

5

Дательный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.70 у.128

правило

 

 

  1.  

6

Винительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.73 у.134 правило

 

 

  1.  

7

Р. р. Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

8

Творительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.75 у.138

правило

 

 

  1.  

9

Предложный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.78 у.148

правило

 

 

  1.  

10

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.81 у.154

правило

 

 

  1.  

11

Винительный и предложный падежи имен существительных. Словарный диктант (контрольный)

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.85 у.161

 

 

  1.  

12

Диктант по теме «Склонение имен существительных»

1

Урок контроля знаний

№ 4

Тематический

 

 

 

  1.  

13

Контрольное списывание.

Тест «Падежи имени существительного».

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

14

Три склонения имен существительных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.88 у.166

правило

 

 

  1.  

15

Склонение имен существительных. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.90 у.173

правило

 

 

  1.  

16

Склонение имен существительных в косвенных падежах

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.93 у.178

 

 

  1.  

17

Правописание падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.95 у.181

Правило

 

 

  1.  

18

Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.97 у.185

 

 

  1.  

19

Правописание окончаний существительных в родительном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.98 у.187

Правило

 

 

  1.  

20

Р. р. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

21

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже. Работа над ошибками в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.102 у.195

Правило

 

 

  1.  

22

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.104 у.199

Правило

 

 

  1.  

23

Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.105 у.202

Правило

 

 

  1.  

24

Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.107 у.205

Правило

 

 

  1.  

25

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.109 у.210

правило

 

 

  1.  

26

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.111 у.215

Правило

 

 

  1.  

27

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.113 у.220

правило

 

 

  1.  

28

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.115 у.227

Правило

 

 

  1.  

29

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.119 у.233

 

 

  1.  

30

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.121 у.237

 

 

  1.  

31

Диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

 знаний № 5

Тематический

 

 

 

  1.  

32

Множественное число. Именительный падеж множественного числа. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.122 у.247

Правило

 

 

  1.  

33

Именительный и винительный падежи множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.126 у.250

Правило

 

 

  1.  

34

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.129 у.255

Правило

 

 

  1.  

35

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.132 у.260

 

 

  1.  

36

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.132 у.261

 

 

  1.  

37

Дательный, творительный, предложный падежи. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.133 у.264

 

 

  1.  

38

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

1

Урок контроля

 знаний № 6

Тематический

С.134 у.265

 

 

  1.  

39

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.135 у.267

 

 

  1.  

40

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

 

 

 

 

 

 

  1.  

41

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

 

 

 

 

 

 

                                                                          Имя прилагательное – 24  часа

 

  1.  

1

Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.137 у.269

 

 

  1.  

2

Склонение имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.142 у.278

 

 

  1.  

3

Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.144 у.281 правило

 

 

  1.  

4

Р. р. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.7 у.290

 

 

 

  1.  

5

Развитие речи. Письмо.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 9 у.293

 

 

  1.  

6

Родительный падеж имен прилагательных  мужского и среднего рода. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.11 у.299

Правило

 

 

  1.  

7

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.14 у.303

Правило

 

 

  1.  

8

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.15 у.306

Правило

 

 

  1.  

9

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Проверочная  работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

С.17 у.310

 

 

  1.  

10

Р. р. Изложение текста-описания.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

11

Диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

1

Урок контроля знаний

№ 7

Тематический

 

 

 

  1.  

12

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

 

 

 

  1.  

13

Склонение имен прилагательных женского рода. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского  рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.18 у.314

Правило

 

 

  1.  

14

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант (контрольный).

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

С.25 у.328

 

 

  1.  

15

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.27 у.330

Правило

 

 

  1.  

16

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.31 у.338

Правило

 

 

  1.  

17

Р. р. Сжатое изложение по готовому плану

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

 

С.31 у.337

 

 

  1.  

18

Контрольное списывание по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе». Тест.

1

Урок контроля знаний

Текущий.

 

С.32 у.340

 

 

  1.  

19

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.34 у.345

Правило

 

 

  1.  

20

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.40 у.354

Правило

 

 

  1.  

21

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.41 у.357

 

 

  1.  

22

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.43 у.361

Правило

 

 

  1.  

23

Р. р. Контрольное изложение.

1

Урок контроля знаний

 

С.46 у.368

 

 

  1.  

24

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.45 у.365

 

 

 

                                                                       Местоимение – 5 часов

 

  1.  

1

Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.49 у.373

Правило

 

 

  1.  

2

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.54 у.384

Правило

 

 

  1.  

3

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.56  у. 387

 

 

  1.  

4

Р. р. Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.59 у.392

 

 

  1.  

5

Диктант по теме «Местоимение»

1

Урок контроля знаний

№ 8

Тематический

 

 

 

                                                                                                   Глагол – 32  часа

 

  1.  

1

Глагол. Общее понятие. Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.61 у.399

Правило

 

 

  1.  

2

Изменение глаголов прошедшего времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.66 у.409

Правило

 

 

  1.  

3

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.69 у.413

Правило

 

 

  1.  

4

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.71 у.418

 

 

  1.  

5

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»

1

Урок контроля знаний

№ 9

Текущий.

 

 

 

 

  1.  

6

Р.р  Изложение по самостоятельно составленному плану.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.72 у.420

 

 

  1.  

7

Изменение глаголов по лицам и числам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.75 у.425

Правило

 

 

  1.  

8

2 лицо глаголов единственного числа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.77 у.429

Правило

 

 

  1.  

9

2 лицо глаголов единственного числа.  Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.78 у.434

 

 

  1.  

10

1 и 2 спряжение глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.80 у. 438

Правило

 

 

  1.  

11

1 и 2 спряжение глаголов. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 82 у.443

 

 

  1.  

12

Будущее время глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.85 у.447

правило

 

 

  1.  

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.89 у.455

Правило

 

 

  1.  

14

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.90 у.457

 

 

  1.  

15

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.92 у.462

 

 

  1.  

16

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Тест

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.94 у.467

 

 

  1.  

17

Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

Урок контроля знаний

№ 10

Индивидуальный

 

 

 

  1.  

18

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.95 у. 470

 

 

  1.  

19

Р. р. Сочинение по картин.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.с.96 у.472

 

 

  1.  

20

Р. р. Работа над ошибками в сочинении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.97 у. 475

 

 

  1.  

21

Глаголы-исключения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 99 у.480

Правило

 

 

  1.  

22

Глаголы-исключения. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

 

С.100 у.481

 

 

  1.  

23

Р. р. Краткое изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.101 у.484

 

 

  1.  

24

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 107 у.495

 

 

  1.  

25

Прошедшее время глаголов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.108 у. 497

 

 

  1.  

26

Изменение глаголов по временам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.109 у.500

 

 

  1.  

27

Обобщение знаний о глаголе. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.113 у.508

 

 

  1.  

28

Р. р. Сочинение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.114 у.509

 

 

  1.  

29

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.115 у. 510

 

 

  1.  

30

Р. р. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

 

 

 

  1.  

31

Р. р. Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.117 у.515

 

 

  1.  

32

Диктант по теме «Глагол».

1

Урок контроля знаний

№ 11

Тематический

 

 

 

 

                                                                             Повторение – 13 часов

  1.  

1

Обобщение знаний о предложении

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.120 у.522

 

 

  1.  

2

Обобщение знаний о предложении

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

3

Состав слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.122 у.526

 

 

  1.  

4

Контрольное списывание.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

5

Части речи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

6

Р. р. Сочинение.

 

1

 

Индивидуальный

 

 

 

  1.  

7

Работа над ошибками

 

 

 

 

 

 

  1.  

8

Итоговый контрольный диктант.

1

Урок контроля знаний

№ 12

 

 

 

 

  1.  

9

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

  1.  

10

Р. р. Изложение.

1

 

Индивидуальный

 

 

 

  1.  

11

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

135-136

12-13-

Повторение пройденного

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

 

 

 

                                 

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса

Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, бесе­да, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, зав­тра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, кален­дарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, порт­рет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешест­вие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, сво­бода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, теле­фон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электро­станция.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
  • производить фонетический разбор слов (типа лодка, школь­ный, площадь);
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, до­школьный, позвонит);
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассужде­ние — и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по­здравление;
  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

Компоненты учебно- методического комплекса, дополнительная литература , цифровые ресурсы обеспечивающего  реализацию рабочей программы.

Для учащихся:

Русский язык.4 кл. В 2 ч. Ч 1:учеб./Т.Г.Рамзаева. - М: Дрофа,2009

Шаповалова О.А. Русский язык.4 класс. Карточки заданий.-Саратов: Лицей, 2008

Для учителя:

Русский язык.4 кл. В 2 ч. Ч 1:учеб./Т.Г.Рамзаева. - М: Дрофа,2008

Дмитриева О.И., Фефилова Е.П. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.-М.: ВАКО,2006

Бетенбкова Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель, 2004

Бутенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М.: АСТ:Астрель, 2006

Юрьева Н.А. Задания и упражнения по русскому языку для начальных классов.-Мн.: ООО «Юнипресс», 2002

Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2005.

Учиться на пятёрки по русскому языку. Как? Костромина С.Н.- 3-е изд., испр. И доп.-М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2008

Словарные слова: 3-й кл./О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.-М.: АСТ:Астрель, 2006

Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева Прописи – ступеньки. Рабочие тетради, ООО «Дрофа», 1999

Русский язык: правила и упражнения: парные согласные: все основные орфограммы русского языка: 1-4 кл./ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова.- М.: АСТ: Астрель, 2006

Шаповалова О.А. Русский язык.3 класс. Карточки заданий.-Саратов: Лицей, 2008

 Большой сборник диктантов по русскому языку с правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы: 1-4 кл./О.В.Узорова, Е.А. Нефёжова.-М.6 Астрель: АСТ: Профиздат, 2005

 350 правил и упражнений по русскому языку: 1-5 кл./Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова.-М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006

 Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. По программе Т.Г.Рамзаевой. М:.ЮНВЕС,2005

Журналы «Начальная школа».

Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

Справочные пособия:

1.Русский язык в начальной школе: Справ. к учеб. Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 кл.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа 2002

2. Васильева Л.С. русский язык. Справочник. Грамматический разбор. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004.

3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку : 3-й кл.(1-4); 2-й кл.(1-3).- М. :АСТ:Астрель, 2006.

4. Петленко Л.В., Романова В.Ю. Краткий справочник по русскому языку для начальной школы с тренировочными заданиями.-М.: Айрис-пресс, 2005

Наглядный материал: предметные картинки, фотографии,  схематические рисунки, чертежи, таблицы.

Оборудование и приборы: наборное полотно, перфокарты, карточки, таблицы, линейка ученическая , карандаши, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  сканер, цветной принтер, фотоаппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы по курсу:

Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений: 2-4 классы. - М: ВАКО,2006

Диктанты и творческие работы по русскому языку.4 кл.: учеб.-метод пособие/Л.И.Тикунова, Т.В. Игнатьева.- 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006

Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 4 кл. : Пособие для учителя/ сост. Н.Н.Сусакова; Под ред. И.О.родина, Т.М.Пименовой.-М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО « Издательство АСТ», 2002

Контроль над выполнением практической части программы:

 

Практическая часть

1 триместр

2 триместр

3 триместр

За год

Диктанты

4

3

5

12

Контрольное списывание

1

1

1

3

Изложение

4

4

6

14

Сочинение

1

-

3

4

Словарный диктант

6

5

4

15

Проверочная работа

2

2

2

6

Тесты

2

5

1

8

 

 Измерители, контроль знаний по русскому языку на 2013- 2014 учебный год в 4 классе

Обучающее изложение

Пусть птица выводит птенцов

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо эту пору в лесу! Лес оказался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украсились длинными сережками. Зеленели молодые березки.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что- то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали  крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

                                                                                     Диктант

Пришла осень

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело  глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок: наружу, заметила.

Свободный диктант

Солнечный дождь

Раз мама пошла за земляникой и взяла  с собой меня. Стоял жаркий день.

Мы подходили к лесу. Набежала тучка. Посыпал крупный дождь. Светило солнце. Частые капли дождя падали на землю, тяжело шлепали по листьям. Они повисали на траве, на кустах, на деревьях. Каждая капля сверкала, блестела, переливалась. В ней отражалось, играло солнце.

Дождь кончился. В воздухе пахло цветами, медом, земляникой. Появилась радуга.

 Проверочный диктант

Грустный вид

Грустный вид у природы. Земля оделась сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. В морозные дни листья жесткие и хрупкие. Одинокие золотые монетки висят на осине, березе. Ветер несет их к опушке леса, к реке. Мы подъезжаем к реке. От холода на ней пропал водяной цвет. От морозов трава у берегов завяла, опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса.

Контрольный диктант

Чудесная пора  осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это стадо собирал пастух. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Обучающее изложение

Моя поляна

У меня есть любимая поляна. Красива она.  На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей,  жующих кислые яблоки.

Обучающее изложение

                                                                                                       Тополя

От станции до поселка более километра. Дорога на редкость была прямой. По обе стороны росли стройные тополя. Они украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о них.

Мальчик прочитал статью о тополях. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом он сообщил другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки. Ранним утром и поздним вечером ребята бежали на дорогу. Они высаживали свои тополя, ухаживали за молодыми деревцами.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумела на дороге. Как много  могут сделать настойчивые руки!

Диктант по теме « Имя существительное»

                                                                                                          Друзья леса

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодними праздниками проводят дежурство на дороге.  Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей березового сока. В лесу много посадок.  Саженцы прижились, окрепли, подросли.  Радостно смотреть на них, переходи от поляны к поляне. На скатерти снега следы  птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Слова для справок: саженцы, новогодним, любителей, прижились.

 

                                                                            Контрольный диктант  

Дыхание зимы

Вчера я  прощался с осенним лесом. Березки- подружки стояли молча. Кое- где листочки  одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с березки и лететь по тропинке  в  чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.

Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко от окрестности. Послышался хруст . Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошел дождь со снегом.

Слова для справок: кое-где, ясень.

 

Диктант по теме « Безударные падежные окончания прилагательных»

Прогулка

Удивительная была прогулка. Мать с сыновьями гуськом шли к дальнему роднику по узкой тропке. Сияло холодное небо. В морозной тишине громко трещали сороки. В густых кедровых ветках прятались белки. Ловкие зверьки ловко прыгали с ветки на ветку. Под деревьями на мягком снегу  отпечатались следы птиц. Вот свалилась с верхушки старой ели большая гора снега. Геку показалось, что вся земля состоит из высокого дремучего леса.

Слова для справок: дремучего.

 Проверочный диктант по теме « Глагол»

Вот так чудо!

Мы везли груз в дальний поселок. В одиночку по белым дорогам Якутии не ездят. Только колонны бегут одна за другой. В дороге мне рассказали о кочующих гнездах.

Кочующие гнезда… Где о таких услышишь? Где такое увидишь? Только на Севере такое бывает.

Озера – любимые дома розовых чаек, гусей уток. Птицы здесь свои гнезда  вью прямо на поверхности воды. Наберут они сухих стеблей, веток и сделают плавающее гнездо. Ветер гонит гнезда от берега к берегу, от кочки к кочке. А птицы словно того и ждут.

 Контрольный диктант

Приметы марта

Из- за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки. Бодрее  звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в пригретом весеннем солнцем стволе дерева.

Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди будут еще морозные  утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой  речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной коркой.

Слова для справок: из-за, рушится, притаилась, подтаивал.

Предупредительный диктант

Майские красавицы

Стоит чудесный майский день. Весеннее солнце заливает всю окрестность. Веет теплый ветерок. На опушке леса у маленькой речушки цветет черемуха. Белые цветы покрывают зеленые листочки. Красивы тонкие стволы и ветки душистой черемухи. С раннего утра до позднего вечера распевают на дереве птицы. Глядишь на зеленую красавицу, радостно становится на сердце. Сохраните эту красоту людям, не ломайте майских цветов.  

 Контрольный диктант по теме « Глагол»

Половодье

На сирени, тополе, березе набухли почки. Наступает пора бурного таяния снега.  Лед на реке намокает, темнеет. Недалеко от берега показались талые оконца. Приедешь через наделю и не узнаешь реки. Кругом вода. Проснулась, ожила река и затопила кусты у берега. Вода наступает и на покрытый сухой травой луг. Над водой на тихом месте торчат верхушки стебельков. Быстро проносятся мимо сухие листья, ветки, доски.

Контрольное списывание

Задание: Списать текст, поставить точку в конце предложений.

Родничок

Из- под каменистого берега бьет родник его открыли охотники они вырыли лунку, очисти от песка, обложили его камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я часто бывал в Казахстане и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у самой тропы  выкладывают колодец здесь усталый путник может утолить жажду в горах каждый родник имеет своё имя он назван именем человека, открывшего его.

                                                                                   Контрольное списывание за год.

Коростель и крот.

Из далекого теплого края возвращался домой коростель.  Он всю зиму прожил в Африке.

Крылышки у коростеля маленькие. Иногда он летит, но в основном идет пешком. Он шел и пел о далеком родном крае, о милой Родине, о своем гнездышке на зеленом лугу.

Коростель повстречался с кротом. Крот спросил у коростеля, куда он так спешит. Коростель рассказал о своей Родине и о теплой Африке.

Крот удивился. Почему  коростель не живет в теплых краях? Что зовет коростеля на холодный Север? Не мог понять крот, что у  каждого есть своя Родина.

     Итоговый контрольный диктант за год

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю  рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку  и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.