Статья "Метод проектов и его значение при обучении информатике учащихся младшего школьного возраста"
Метод проектов и его значение при обучении информатике учащихся младшего школьного возраста
Автор: Байданова Б. Р. учитель информатики МБОУ «Джарлинская ООШ» Адамовского района Оренбургской области
«Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.»
М.Монтень
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
• формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
• формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
• нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
• реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Этот метод я успешно применяю на уроках информатики в начальной школе.
Работа над проектами позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы:
- Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
- у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.
- Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:
- немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
- для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.
- Повышается учебная активность школьников.
- Обучающиеся участвуют с проектами в конкурсах
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, я считаю, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Длительность выполнения проекта ограничивается тремя уроками.
На 1 уроке установили цели, задачи, основной замысел, примерную тематику, сформировали группы и начался поисковый этап.
На 2 уроке слушаются промежуточные отчеты учащихся, проводятся консультации по содержанию и оформлению проектов и оформляются результаты.
На 3 уроке проходит публичная защита проекта, подведение итогов, анализ выполненной работы, объявляются благодарности участникам.
Между уроками учащиеся совместно ищут исходную информацию, анализируют ее и вносят в презентацию
В процессе защиты можно задать ученикам такие вопросы:
• Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
• Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
• Где впоследствии вы можете применять такие умения?
Защита проектов осуществлялась в форме презентации с небольшими выступлениями с рассказом о проекте.
План выступления школьника:
• Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
• Какая основная идея проекта?
• Кто тебе помогал?
• Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
• По каким этапам выполнялся проект?
• Как улучшить проект?
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
Реализация метода проектов привела наших учащихся к следующим положительным результатам:
- Сохранение учебной мотивации познавательной активности.
- Возможность развития своих творческих способностей.
- Улучшение качества успеваемости.
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, сталкиваешься и с определёнными трудностями.
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.