ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Существует две группы факторов, которые влияют на здоровье:
— внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические);
— внешние (экологические, экономические, социальные).
По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в РФ» сообщается, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика многое. Свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой.
И, вполне закономерно, что именно задачи сохранения здоровья стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы. Для их решения в образовательном процессе используются здоровьесберегающие технологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
- Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
- Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
- Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в неурочное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.
Поэтому дефектологам , работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века.
Имея большой опыт работы с разными группами детей с ОВЗ различных нозологий, можно сделать вывод, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность;
- психологическое здоровье школьника;
- правильно организованный характер процесса обучения;
Образовательный процесс обучения детей с ОВЗ в школе нужно организовать так, чтобы не нанести ущерб здоровья ребенку, а наоборот сохранить его.
Педагогические здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);
• технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);
•коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Перечень здоровьесберегающих технологий велик. Их выбор зависит от программы, по которой работает учитель-дефектолог, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности учителя-дефектолога, а также показаний заболеваемости детей.
При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учителем-дефектологом у детей:
- повышается обучаемость, дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- улучшаются психические процессы (память, внимание, мышление);
- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность;
- развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- обогащается положительная эмоциональная сфера;
- корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности.
Как отмечалось выше одним из главных критериев сохранения здоровья обучающихся, является правильно организованный характер процесса обучения.
Основным элементом процесса обучения является урок.
Важно в структуре урока применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
1. Положительный эмоциональный настрой на уроке; (Зарядка)
2. Оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
3. Подача материала доступным рациональным способом;
4. Наглядность. (ИКТ)
5. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.)
6. Физкультминутки, динамические паузы.
7. Дифференцированный подход в обучении.
8. Игра, игровые моменты.
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности; санитарно – гигиенические условия.
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Задача учителя-дефектолога не только использовать в своей деятельности, при проведении коррекционно-развивающих занятий здоровьесберегающие технологии, а быть во главе всех мероприятий в школе, направленных на овладение всеми педагогами данных технологий.
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Литература
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. – № 2. – С.21 – 28.
- Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013.
- Панфиленко, Г. И. «Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе» // Актуальные задачи педагогики. – 2012. – № 6. – С. 54-56.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика// Образование в современной школе. – 2005.- №2. –с.40-44
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2008.