Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_827ee624e7f0d21c346f3471f392fd3c, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

от . Опубликовано в Учительская - Москвина Валентина Викторовна

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Существует две группы факторов, которые влияют на здоровье:

— внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические);

— внешние (экологические, экономические, социальные).

По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в РФ» сообщается, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика многое. Свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой.

И, вполне закономерно, что именно задачи сохранения здоровья стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы. Для их решения  в образовательном процессе используются здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

 

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в неурочное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Поэтому дефектологам , работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века.

Имея большой опыт работы с разными группами детей с ОВЗ различных нозологий,  можно сделать  вывод, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

- двигательная активность;

- психологическое здоровье школьника;

- правильно организованный характер процесса обучения;

Образовательный процесс обучения детей с ОВЗ в школе нужно организовать так, чтобы не нанести ущерб здоровья ребенку, а наоборот сохранить его.

Педагогические здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы  в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:

технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);

технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);

коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).

Перечень здоровьесберегающих технологий велик. Их выбор зависит от программы, по которой работает учитель-дефектолог, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности учителя-дефектолога, а также показаний заболеваемости детей.

При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учителем-дефектологом у детей:

- повышается обучаемость, дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- улучшаются психические процессы (память, внимание, мышление);

- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность;

- развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами;

- обогащается положительная эмоциональная сфера;

- корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности.

 

Как отмечалось выше одним из главных критериев сохранения здоровья обучающихся, является  правильно организованный характер процесса обучения.

 

Основным элементом процесса обучения является урок.

Важно в  структуре урока применять  следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

1. Положительный эмоциональный настрой на уроке; (Зарядка)

2. Оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)

3. Подача материала доступным рациональным способом;

4. Наглядность. (ИКТ)

5. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.)

6. Физкультминутки, динамические паузы.

7. Дифференцированный подход в обучении.

8. Игра, игровые моменты.

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности; санитарно – гигиенические условия.

10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

 

Задача учителя-дефектолога не только использовать в своей деятельности, при проведении коррекционно-развивающих занятий  здоровьесберегающие технологии, а быть во главе всех мероприятий в школе, направленных на овладение всеми педагогами данных технологий.

 

Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Литература

  1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. – № 2. – С.21 – 28.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие /ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Отдел организации обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики»; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013.
  3. Панфиленко, Г. И. «Здоровье сберегающие технологии в коррекционной работе» // Актуальные задачи педагогики. – 2012. – № 6. – С. 54-56.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  5. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика// Образование в современной школе. – 2005.- №2. –с.40-44
  6. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С. А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2008.