Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_379c1790c9779763d3a33a5d90986ecf, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Логопедическая страничка

Логопедическая страничка

от . Опубликовано в Родителям - Здоровьесберегающие технологии

Здравствуйте, Вас приветствует Кровцова Галина Викторовна учитель–логопед МБОУ СОШ № 2.

Немного о себе:

Окончила Омский государственный педагогический университет
 в 2006 году по специальности «Олигофренопедагогика».
В 2007 году прошла курсы повышения квалификации в ГОУ ДПО «ИРООО»,в
этом же году присвоена высшая квалификационная категория.
 В школе № 2 г. Ханты-Мансийска работаю с 2010 года.



От автора


Логопедическую страничку можно использовать в работе с младшими школьниками, а также  и с дошкольниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогащения  словарного запаса, подготовки к звуко - буквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемости по русскому языку.
       Чаще всего вызывают затруднения у детей свистящие (с, сь, з, зь, ц); шипящие (ш,  ж, щ, ч) и сонорные звуки (л, ль, р, рь).
        Пользуясь данной страничкой, вы сможете применить разнообразные приёмы: название картинок, отгадывание и загадывание загадок, договаривание слов, про-говаривание потешек,  чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок и чтение текстов. Работая с данной страничкой, вы сможете с корректиро-вать звукопроизношение,  освоить звуко-буквенный анализ слов, закрепить навык чтения, научиться читать предложения и понимать их смысл.
      Занятия с ребенком  рекомендуется проводить систематически-20 минут в день. Сроки  преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, особенностей ребенка,  регулярности участия и заинтересован-ности родителей в этой работе. Родителям, самим имеющим дефекты произноше-ния, полезно заниматься вместе с детьми.
      В работе с данной страничкой по развитию речи необходима последователь-ность: не делайте вначале трудные задания, а  постепенно переходите от упражне-ния к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный ма-териал. Основная ваша задача - включиться в целенаправленную  речевую работу.


Успехов Вам!



Артикуляционная (речевая) гимнастика.


На  начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточ-нения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимна-стику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки закрепились и становились более прочными. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работа над каждым упражнением идёт в определённой последовательности:
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
-проверка правильного выполнения, указание на ошибки;
-выполнение упражнения без зеркала.
  В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно на-пряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.


  Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Данную гимнастику можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Упражнения  выполняются перед зеркалом.


   На подготовительном этапе используется 2 вида упражнений: статические и  ди-намические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд.  Динамические упражне-ния требуют ритмичного повторения по 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

 

Статистические упражнения для языка





«Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот  открыт.
Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Горка», «Киска сердится».

Рот   открыт.  
Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.


Динамические упражнения  для языка




«Змейка».

Рот  широко открыт.
Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать в глубь рта.

«Катушка».

Рот  открыт.
Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним корен-ным зубам.
Широкий язык  «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

Упражнения для формирования правильного произношения звука [л]

1.Широко открыть рот, как для произнесения звука [а]. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Рот следует держать открытым в течение 3-5 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

2.Полуоткрыть рот, высунуть язык, кончик и боковые края языка загнуть «чашеч-кой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько  раз высунуть и убрать язык в форме « чашечки». Повторить упражнение 3-4 раза.

3.Высунуть язык, зафиксировать его между зубами и протяжно произнести звуки [а] или [ы]. Перед произнесением этих звуков можно потренироваться: в течение нескольких секунд удерживать распластанный язык между зубами, при этом губы раздвинуты в улыбке, челюсти неподвижны. Повторить упражнение 3-5 раз.

4.Полуоткрыть рот, достать кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро поводить кончиком языка, не отрывая его от нёба, вперёд- назад, включив голос. Челюсти не должны  двигаться, зубы обнажены в улыбке.

Положение  органов речи при произношении звука [л]

   Губы открыты, их положение зависит от следующего звука. Зубы разомкнуты, рас-стояние между верхними и нижними зубами очень небольшое. Кончик языка под-нят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуется щели, через  которые проходит выдыхаемый воздух. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход для воздуха в нос. Голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
 
 

Закрепляем произношение  твёрдого звука [л] в слогах и словах

Повтори слоги, четко проговаривая звук [л].
*ла-ло-лу           ло-лу-лы             лы-ло-лэ                 ло-ла-лу
  ла-лы-лэ          лу-ло-ла              лэ-ла-ло                  лу-лы-ло
*ал-ол-ул          ул-эл-ал              эл-ал-ул                  ол-ул-эл
   ол-ал-ул          ыл-ул-ол            эл-ул-ыл                 ыл-эл-ал
*ала-оло-улу         улу-оло-ала        ылы-оло-ала            ылы-элэ-ала
 ала-элэ-ылы        улу-ылы-ала         элэ-оло –ала             оло-ала-элэ
 *лва-лво-лву-лвэ         дла-дло-длу-длэ       мла-мло-млу –млы-млэ
Повтори слова, четко проговаривая звук  [л].
 *лабиринт              лапша                 ложка              лот               лукошко     
   лаванда                 ласка                  лоза                 лоток           луна
  лазейка                  ласты                  локон             лотос            лунка
  лайка                      ловушка            ломоть            лужайка      луноход
 *бал    козёл     мол   пыл     стул     вол    кол       пол      пил   уснул   стол
 *бокалы          голод           колонна          палуба           столы        шалун
   булавка         голубок       кулак                пила               салазки    школа
   вокзалы        жёлудь        малыш             полынь          салат        булочка
   галочка         калач           молодец          пчёлы            полочка    холодок
 *благо            глаза            колпак              полка            солдат       флакон
   вилка           глубина        младенец       салфетка       хлопок       шалфей
   галстук       клочок           ползунки        слуги              шлаки         слух

Посмотри  на картинки и скажи, что на них нарисовано.


 



Отгадайте загадки.  

*Белые горошки                                              * Пашет землю трактор без колёс.
На зеленой ножке. ( Ландыш)                        Для него горючее-овёс. (Лошадь)
*Сидит дед в сто шуб одет.
  Кто его  раздевает,
  Тот слёзы проливает.   (Лук)
С какого звука начинаются слова- отгадки? ([л])

Закрепляем произношение  твёрдого звука [л] в словосочетаниях и предложениях


Повтори словосочетания, чётко проговаривая звук  [л].

весёлый малыш                     луч солнца                     платье с воланами  
гладкий лоб                            лыжная палка               плывущая лодка
глупая улыбка                       метла под столом         плыть к плоту
глубокая лужа                      молочная лапша            сломанная вилка
голубые волны                    оловянная ложка           холодное молоко

Повтори предложения, чётко проговаривая звук  [л] .

Алла пила молоко.                                        Лопата стоит у стола.  
В кладовой лук и салат.                               Мама купила голубое платье.
Врач надел белых халат.                             На клумбе растут гладиолусы.
Дятел стучал клювом и долбил кору.     Папа  повязал шёлковый галстук.
Дедушка поехал на  вокзал.                       На лужайке много лопухов.
Клубок упал с лавки.                                    Лара купила куклу.
У Милы гладкие волосы.                            Павел сел за стол.
Тётя Алла мыла пол.                                    Я положил лопату на лавку.

Распространение предложений.

Запомни и правильно  повтори предложения. Следи за произношением звука [л].
Володя плавал.                                                    Луша ела.
Володя долго плавал.                                       Луша ела салат.
Володя долго плавал на лодке.                     Луша ела сладкий салат.
Володя долго плавал на лодке и                   Луша ела ложкой сладкий салат.
на плоту.

Составь предложения по картинкам.

Старик   …     золотую    …  .                    Тётя Клава потеряла … .

Слова для справок: поймал, рыбку, булавку.

Упражнения для формирования правильного произношения звука  [л,].

1.Слегка раздвинуть губы, рот полуоткрыт, быстро коснуться кончиком языка верх-них резцов, а боковыми краями языка – боковых зубов верхнего ряда и оттянуть язык назад. Упражнение повторить 5-6 раз.
2.Произнести  [л,] в прямых слогах с гласными [и],[е], [ё], [я] , [ю] – [ли] , [ле] , [лё] , [лю] , [ля] , а затем  проговорить пары слогов с сопоставлением звуков [л ]и  [л,] ( ло - лё,   лы - ли,   ла - лу,  лэ - ле,    лу - лю).
3.Произнеси звук  л  в буквосочетании с мягким знаком: лья, льё, лью, льи, лье. По-вторить  упражнение 5-6 раз.
4.Поочерёдно поднимать  язык к верхним зубам и опускать к нижним. Повторить упражнение 5-6 раз.
Положение органов речи при произнесении звука  [л,].
Кончик языка поднимается и касается альвеол. Передне -средняя часть спинки язы-ка напряжена и также смыкается с альвеолами. При произнесении звука  [л,] язык более напряжен и приподнят, чем при произнесении звука [ л], кончик языка актив-нее участвует в произнесении звука.


Закрепляем произношение мягкого [л,] в слогах и словах.

Повтори слоги, четко проговаривая звук [л,]
*ле-лё-ля        ли-ле-ля        лю-лё-ле         ли-ле-лё           лю-лё-ле
  ле-лю-ля       ли-ля-лё        лю-ля-ле          ли-лё-ля           лю-ля-ле

*ель-юль-ёль         иль-ель-ёль         яль-ель-юль       ель-юль –яль
  ель-юль-иль         иль-ель-яль         яль-ёль-юль       яль-ёль-ель

 *еле-ёлё-яля         или-еле-ёлё         юлю-яля-еле     ёлё-или-юлю
   ёлё-еле-яля         или-яля-ёлё         юлю-еле-яля      или- юлю –еле

 *льна – льно – льны – льне – льня      пли - плю - пля – пле  - плё
Повтори слова, четко проговаривая звук [л,].
*лебедь          лекарь          лесник          лиман            любовь       ликование
лёгкость      ленивец      лесок             лечение        люлька       лекарство
лезвие         леска           ливень           личинка        лейка          любимец

*боль    моль     ноль     цель      соль     шаль      мель       быль    фасоль

*балет        залив        кулик          пелёнка      телевизор      милиционер
  долина    калина      малина      пеликан      телефон          малютка
  велюр      колючка   палец         налим          тюлень            оленёнок

 *блеск      галька       плётка      рельсы      стрельба       флейта      фольга

Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано.




Закрепляем произношение мягкого [л,] в словосочетаниях и предложениях.


Повтори словосочетания, четко проговаривая звук  [л,]
аленький  цветок       лесные лютики      лететь на самолёте       лист ольхи
железные рельсы     летнее пальто         маленький мальчик     лёгкая леска
ольховая аллея         полярный олень     удивлённое лицо          липовый лес
бриллиантовое кольцо                               липкий леденец            больное колено
ленивая улитка                                             стреляная гильза           лист малины

Повтори  предложения, четко проговаривая звук  [л,]
В июле льют  сильные ливни.             Дети убрали листья в аллее.
Лётчики готовятся к полёту.                Лимоны лежат на блюдце.
Все лето шли  ливни.                            Мы заготовили липовый мёд.
Лена собирала лесную малину.        Лиса лижет маленького лисёнка.
У Али цвели люпины в саду.               На лесной поляне зацвели  лютики.

Измени по образцу. Измени  каждое предложение, как это указано в образце. Сле-ди за произношением звука [л,].

Образец:  Я  летел (а) на большом самолёте.                Я лепил (а) льва из глины.
                    Ты летел (а) на большом  самолёте.              Я листаю альбом.
                    Он (а)  летел (а) на большом самолёте.
                    Мы летели на большом самолёте.
                    Вы летели на большом самолёте.
                    Они летели  на большом самолёте.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Сле-ди за произношением звука [л,].


Ляля поливает.
Ляля  поливает лилии.
Ляля поливает из лейки лилии.
Ляля поливает  из лейки лилии на поляне.
Ляля поливает  из лейки жёлтые лилии на поляне.

Лена видела.
Лена видела филина.
Лена видела в лесу филина.
Лена видела в лесу маленького филина.



Закрепляем  звуки [л] и [л,] в чистоговорках, скороговорках, пословицах.


Чистоговорки:

*Ло-ло-ло -на улице тепло.
   Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
   Ул-ул-ул -  у нас сломался стул.
   Оль- оль- оль- мы купили соль.

*Лара у Вали                  *Люди хлеб в полях лелеют,            *Полы мыла Алла,о.
 Играет на рояле.            Сил для хлеба не жалеют.                  А  Луша  помогала.

*Лгуна легче поймать, чем хромого.                   *Налили Лене лимонада,
                                                                                           А ей ещё лимона надо.
*Валин валенок
  Провалился в прогалинок.
                                                                              *На  лужайке дятел жил,
                                                                                Дуб как долотом долбил.
*Под липой лиса, на липе оса.

Скороговорки:

*Около кола колокола,                                         * Мы ели, ели ершей у ели.
И на колах колокола.                                            Их еле-еле у ели доели.

  *У ёлки иголки колки.                                   *А любили ли лилипуты лилии?

*Три миллиона лимонов                                        *Лапти лыковые,
Для миллиона хамелеонов.                                Лыки липовые.

Пословицы и поговорки:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Раз солгал - навек лгуном стал.
Каков рыболов, таков и улов.
Долг  платежом красен.
То не складно, что сшито неладно.
Где песня льётся, там весело живётся.
Дело отложил, а потом забыл.
Счастье что вольная  пташка: где захотела, там и села.
Лгуна легче поймать, чем хромого.


* На какой вопрос отвечают слова: блюдо, блюдце, слива, вафли.

  *Составьте предложения, используя эти картинки.




 Назовите  картинки: качели, калитка,

мальчик, улей.

Составьте короткий рассказ, используя эти картинки.







Открытые занятия по логопедии

Примерный конспект логопедического занятия в первом классе с общим недоразвитием речи

Анкета.,вкладыши в речевые карты