Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_217b1d045cf923c41e11ff385446dc2f, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Развитие коммукативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посредством сказок

Развитие коммукативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посредством сказок

от . Опубликовано в Учительская - Москвина Валентина Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты - Мансийска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад: «Развитие коммукативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра посредством сказок».

 

 

 

Подготовила: учитель-дефектолог  Москвина Валентина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч.год

 

 

 

 

 

В основе адаптации ребенка к требованиям социума и образовательного учреждения лежит коммуникация. Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми.  Ведущим видом коммуникативной деятельности является общение.

Общение - это одно из основных условий для полноценного развития каждого человека, так как личность человека формируется только при взаимодействии друг с другом.

Практически все исследователи феномена расстройства аутистического спектра ( РАС) (Е.Р. Баенская, М.М. Либнинг, О.С. Никольская, L. Wing и др.)  подчеркивают, что одним из главных нарушений, препятствующих успешному развитию, адаптации и социализации ребенка РАС является недостаточное развитие потребности и способности к общению, проявляющаяся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия, непонимание своих и чужих переживаний и др.  особенности.

Таким образом, актуальность развития коммуникативных способностей у детей с РАС становятся наиболее острой в связи с включением этой категории детей в сферу образования.

Общение не является врождённым видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитие навыков общения.

Уже пятый год ведется коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной деятельности, коммуникативных навыков, развитию речи ребенка с РАС, впервые познакомились с Мишей Б. когда он перешел во 2 класс. У  него  наблюдалось нарушение развития коммуникативной функции речи и поведения в целом. Не использовал речь как средство общения, редко обращался с вопросами, обычно не отвечал на них окружающим, или отвечал заученными фразами. Присутствовала характерная патологическая форма речи эхолалия, скандированное произношение, своеобразная интонация, нарушение голоса с  преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова. При общении наблюдалось  нарушение контакта, отсутствующий взгляд в пространство. Необходимы были  побудительные действия для концентрации и привлечения внимания.

В работе с данным ребенком были использованы различные методы и приемы коррекционной работы. Но наиболее эффективным на начальном этапе работы оказалась сказкотерапия.

Сказки - близки к эмоциональному миру ребенка содержат понятные, простые слова, эмоциональные образы и стимулируют коммуникативную и эмоциональную функцию речи в единстве их проявления.

В силу своей простоты и легкости в воспроизведении они стимулируют ребенка с РАС к речевой активности, повышают яркость, красочность речи, создают благоприятный эмоциональный фон общения.

При формировании вербального компонента речи у детей с РАС отличаются сложности с пониманием речи, нарушения в работе с символами. Данное обстоятельство во многих случаях исключает обучение с помощью слов. Ребенок хочет понять речь взрослого, но не имеет такой возможности в силу нарушения символических функций речи. С учетом данной особенности процесс работы строится следующим образом:

1. Даётся короткая и чёткая инструкция;

2. Используются подсказки (позволяющие правильно выполнить инструкцию);

3. Требуемая реакция формируется постепенно;

4. Сложное действие раскладывается на простые;

5. Использование визуальных вспомогательных материалов.

6. Использование альтернативных методов коммуникации.

Следует отметить, что положительные изменения, достигаемое на занятиях, необходимо закреплять в условиях семьи.

Результаты работы свидетельствует о том, в условиях специально организованной целенаправленной, последовательной, систематической коррекционно-развивающей работы по предложенной методике у ребенка с РАС формируется коммуникативные навыки.

Первой и любимой сказкой используемой на коррекционно-развивающих занятиях с Мишей Б. стала «Репка». В начале знакомства с ней нам помогал текст книги. Прочитав несколько предложений, мы воспроизводили действие. Расскажу, как формировалось такое коммуникативное действие, как «позвать кого-либо». При знакомстве со сказкой, было выяснено, что ребенок не понимает значения слова «позови», «позвал». На просьбу «позови бабушку» он отвечал как эхо « позови бабушку», «позови внучку». Приходилось объяснять смысл данного действия, что если человек где-то недалеко и нам от него что-то нужно (сказать, спросить, попросить что- то сделать) надо вначале сказать, чтобы он к нам подошел, т.е. позвать. Моделировались ситуации на сказочных героях. Фигурки переносили на другой стол, подальше. Работали с интонацией голоса, повышали голос, чтобы герои «услышали». Моделировали поведение героев, когда они шли на зов. Бабка охала, потому что старенькая, внучка бежала весело с песенкой «ля-ля-ля», собака гавкала, кошка мяукала, мышка пищала.

Затем, когда это коммукативное действие было понято и усвоено на сказочных героях, начали вводить его в жизненную ситуацию. Начиная с небольших просьб, например, позвать маму из коридора в кабинет, где проходило занятие. Получалось не сразу, ребенок выходил, а сказать ничего не мог, или говорил не то. Но в итоге это действие сформировалось, и однажды он позвал отца из соседней комнаты, когда ему потребовалась помощь в сборе конструктора. В данный момент он этим навыком пользуется в повседневной жизни.

В процессе работы со сказкой происходило действие, что не позволяло ребенку «уходить в себя», положительный эмоциональный настрой на занятии позволял усваивать предложенный материал в большем объеме. Не надо думать, что мы без конца пересказывали сказку. На основе этой сказки, как на платформе, выстраивалась познавательная деятельность ребенка.

- Что тянул дед? – репку, репа – это овощ, какие еще овощи ты знаешь? Далее шел материал про овощи (картинки, муляжи, видеозарисовки). Потом переходили к фруктам, знакомство с садом и огородом. Отрабатывали родственные связи – бабушка, дедушка, внучка т.е. семья. Собака и кошка – домашние животные, знакомились с домашними и дикими животными, вспоминали про птиц.

-Когда дед репку тянул? В какое время года поспевают овощи ? Далее -  времена года, погода, как одеваться по погоде?

-Где жили дед и бабка? В деревне – разбирали, где еще живут люди-поселки, города. Моделировали город из кубиков, улицы, проезжую часть, где ездят машины, тротуары, где ходят пешеходы. Конечно, это все было не на одном занятии.

Помимо познавательного материала на коррекционных занятиях мы развивали память, внимание. Например: сколько сказочных героев было? Во что была одета бабка? Внучка? Какой по счету стояла собака Жучка? Кто стоял между Жучкой и мышкой? Повернув сказочных героев обратной стороной, просила угадать по силуэту кто это. Убрав одного из героев, просила угадать, кого нет и т.д.

Сразу хочу предостеречь, в ходе работы  не надо зацикливать ребенка на чем-то одном, как бы ему это ни нравилось и хорошо у вас не получалось. Необходимо вовремя уметь переключить ребенка, но  периодически можно возвращаться к действиям и объектам, которые ему нравятся.

Навыки знакомства и ведения диалога мы отрабатывали на другой сказке «Колобок».

Красочно оформлен, содержащий подсказки, дидактический материал так же настраивал ребенка на получение положительных эмоций и побуждений к восприятию коммукативных действий. Строилось умение вести диалог, поочередно  мы менялись ролями, отрабатывая встречу колобка с зайцем, волком, медведем. Обращалось внимание на интонационную сторону речи, разбирали, каким голосом должен говорить каждый из животных. Попутно, подробней знакомились с каждым животным, описание, повадки, как они живут в природе, какие у них детеныши.

Усвоенные навыки применяли в жизни, строили диалоги, учились расспрашивать о чем либо (о прочитанном рассказе, книге, о летнем отдыхе, о просмотренном мультфильме и т.д.). Следует отметить и большую работу логопеда с которым мы совместно отрабатывали навыки общения и развивали связную речь.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Метод сказкотерапии предоставляет ребенку возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая или слушая полюбившийся рассказ, читатель или слушатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для человека. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Если для Миши Б. главной целью было развивать умение строить коммуникативные отношения между родными, одноклассниками, взрослыми людьми. То для другой воспитанницы Ксении К.ребенка с РАС важно было правильно формировать свое поведение в обществе, согласно принятым в нем правилам и обязанностям.

Использование сказкотерапии в этом случае, тоже дало положительный результат. Были использованы сказки направленные на такие действия:

  • Учить детей различать добро и зло;
  • Учит хорошим качествам, воспитывать;
  • Исправлять изъяны в поведении;
  • Указывать на неправоту ребенка и учить, как правильно поступить;
  • Доверие между людьми;

 

Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Детям предоставляется возможность окунуться в чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Различные методы драматизации на занятиях сказкотерапии (театр на ладошке, пальчиковый театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки,  костюмированные представления по известным сказкам, театр на столе) оказывают огромное влияние на развитие коммуникации у детей с РАС.

Таким образом, если в образовательный процесс включить методику сказкотерапии, то воспитанники с РАС достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.