В преддверии муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2018»
«Человек рожден для мысли и действия».
Откроем «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова: «Педагог - специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой». В словаре Т.Ф.Ефремовой читаем: «Педагог- это тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности». Язык лингвистов оказался лаконичным и сухим. А как же «великий, могучий русский язык»? А стихи и песни, которые слагают в честь педагогов? Всё правильно. За скромным тихим словом кроется очень важное и нужное, благородное и достойное уважения.
Почему я стала педагогом? Благодаря своим родителям и моим учителям. Мне повезло! Я училась у талантливых и мудрых, грамотных и интересных, увлеченных профессионалов своего дела, способных влюбить не только в свой предмет, но и в работу. Очень хотелось на них походить. Быть уверенной и знать математику, как Коренькова Надежда Ивановна. Обладать чувством юмора и уважать историю, как Сидорова Валентина Ивановна. Отстаивать свою точку зрения и сочинять стихи, как Ширыкалова Алевтина Алексеевна. Учить песни о «главном» и исполнять их, как Мокроусова Людмила Валерьевна. Любить русский язык и трудиться, как Клишина Валентина Николаевна. Изучать иностранный язык и путешествовать, как Бондарева Татьяна Брониславовна. Исследовать флору и фауну родного края и рисовать, как Грасмик Алевтина Федоровна. Что ни имя, то педагог с большой буквы. Они всю свою жизнь посвятили образованию и ученикам. И глядя на них, многие хотели стать настоящим педагогом, но почему-то ими стали единицы…Трудно принять и впитать чужой опыт, а потом его применить, добавив что-то свое неповторимое и незабываемое, характерное только тебе. Мне посчастливилось работать с моими педагогами. Они научили не только делиться знаниями с детьми, но и быть примером в делах, а это - ох, как не просто. Не наследив, оставить след.
Общество и профессиональный стандарт сегодня к педагогу предъявляют серьёзные требования. Интересно, а я соответствую этим требованиям?
Главное для педагога оставаться самим собой, быть примером для ребят. Бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, и опускаются руки, мучают сомнения… Тогда я начинаю понимать, что права не имею бросить все, бросить именно сейчас…Думай! Ищи! Вспоминай! Загляни в каждый уголок своей души…Нашла, придумала, минуты уныния проходят, остается только желание жить и работать, находить что-то новое и интересное, чтобы все вместе, чтобы сердце билось учащенно, и в зале кто-то от нахлынувших эмоций утирал слезу, а у тех, кто на сцене, появилась уверенность и чувство единства. Все получилось! У нас получилось! На мой взгляд, это профессионал, гражданин и патриот.
А ведь в школу я пришла не сразу. Нужно было время, чтобы организаторские способности «проснулись и проросли», приходится постоянно учиться, идти не только в ногу со временем, а пытаться заглянуть в будущее. Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только все вместе. Многие уходят из профессии и возвращаются, и меня эта участь не миновала. Вернулась! Почему?
Лев Николаевич Толстой писал: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...».
Каждое мероприятие, это новая страница в жизни. И хочется, чтобы написана она была красивым почерком, и мысли были чистыми и светлыми, когда разговор идет о чем-то очень серьезном, глубоком и вечном. Только так можно говорить о школе и одноклассниках, дружбе и любви, матери и Родине.
На смену одного поколения выпускников приходят другие, смотришь, а они собственных детей привели к своим учителям. «Вечер встречи выпускников» - это настоящий праздник и мое любимое мероприятие в школе, когда выпускники приходят по зову сердца, чтобы отблагодарить своих педагогов. Я чувствую радость, когда встречаю бывших учеников, и они с улыбкой на лице рассказывают, что изменилось в их жизни, что сложилось и не сложилось. Нет, не жалуются, а верят, что снова все будет хорошо, потому что мы их научили ценить вечное: порядочность и милосердие, благородство и патриотизм. А еще думать, спорить, отстаивать свою точку зрения, не сдаваться и созидать, показали, какие возможности перед ними открыты, помогали определиться в жизни. На днях, по дороге в храм, встретила своего выпускника, который задал мне вопрос: «А правда, если человек проработал в школе лет 15-20, то он уже никогда из нее не уйдет?». Я задумалась на секунду и ответила: «Да. Куда мы без учеников?»
К 75-летнему юбилею школы я написала песню «Этот город». Впервые она прозвучала в исполнении хора на вечере встречи выпускников 4 февраля 2016 года, а 11 ноября 2017 года мы исполнили ее на конкурсе «Время выбрало нас». Петь педагогам о том, что чувствуешь, чем живешь приятно и почетно.
В этот город приезжаем мы, когда нам только семь,
Где учитель нас встречает и звонка приятна трель.
Путешествие продлится много весен, много зим,
Тонны книг перелистаем, строк напишем сотни миль.
Поначалу мы не знаем, как тернист ученья путь.
Мы о будущем мечтаем, места нет сомненью тут.
Этот город нам подарит мир открытий, радость встреч,
Дружбу крепкую узнаем и научимся беречь.
На дорогах ждут преграды и познанья терпкий вкус,
И пятерки, как награда, за усердный честный труд.
Словно ветер мчится время, вот и праздник выпускной,
Но уже тогда решили, что вернемся мы с тобой.
Этот город самый славный, светлый город на Земле,
Без него мы жизнь не мыслим, школа, преданы тебе.
Только, если ты учитель, значит баловень судьбы,
Потому что в сердце детском остаемся я и ты!
Хорошо, что в сердце детском остаемся я и ты!
Новое время предъявляет свои требования к воспитанию и образованию, а значит к нам, педагогам. Сегодня только призывами не добиться нужного результата. В ХХI веке ушли из учебного плана школ предметы «Трудовое обучение» и «Производительный труд», а задачи, которые они решали, остались. И очень вовремя доктор педагогических наук Александр Сергеевич Прутченков создал потрясающий сборник по социальному проектированию «Шаг за шагом», который для меня является настольной книгой. Труд - это основа жизни, а социально-активная деятельность – это возможность сделать мир лучше, а людей счастливей. Без труда не выловить и рыбку из пруда! И мы обязаны каждому ребенку дать эту удочку, заметьте не рыбку, а удочку, чтобы он сам мог удить, несмотря ни на что. И тогда и педагоги, и школьники будут уверены в завтрашнем дне и детей, и внуков, города и страны!
В энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры» В.С.Безрукова пишет: «Педагог - человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагог – это и учитель, и воспитатель, и преподаватель, и тренер, и репетитор, и куратор, и руководитель клуба или кружка и т.д. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог призывает, с одной стороны, осуществить все, что должен исполнить человек (в том числе и в профессиональной деятельности), с другой – напоминает о чистом, нравственном, возвышенном в человеке. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.»
Мне это определение по душе, оно в полной мере отражает мое видение профессии ПЕДАГОГ.
Е.В.Башарина