Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России» по теме «Обобщение знаний о глаголе»
Задачи урока :
- Обобщить и систематизировать знания о глаголе.
- Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности
(активности, увлеченности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, сообразительности,
самостоятельности);
Оборудование:
Тип урока: обобщения и систематизации знаний, применения знаний, умений и навыков.
1.Организационный момент.
а) Приветствие гостей
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
2. Минутка чистописания.
Пусть на протяжении всего урока буквы радуют вас.
г ог гл га
- Посмотрите внимательно на доску и скажите, какое слово спряталось в соединениях и как оно будет связано с нашим уроком?
(глагол)
- Найдите слова по теме урока и запишите их каллиграфически правильно. Стихи. прочитать выбрать
3. Постановка целей и задач урока.
- Какое задание вы можете предложить своим одноклассникам?
( разделить на группы, выделить окончания, определить время число и глагола)
- Исходя из этого, сформулируйте тему урока. (Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?) - Прежде чем достичь наших целей, нам нужно набраться сил. Закрыли глаза, представили солнце, которое наполняет вас своей силой, глубоко вздохните.
(минутка релаксации под музыку)
(слова на карт повтор ч .р.)
Стихотворение (слайд)
запишите их каллиграфически правильно.
4.Систематизация знаний. Поиграем.
а) повторение о глаголе как части речи.
Игра «ЛОТО»
( у каждого ребенка карточка , на которой записан вопрос или ответ на один из вопросов. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает. При этом все выходят к доске)
Карточки «Лото»: ( Я задаю вопросы , дети выбирают)
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
Что делать? Что сделать? Что делает?
Глаголы изменяются ……по числам и временам.
Глаголы прошедшего времени изменяются …..по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют…… суффикc л.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
Что делать? Что сделать?
Глаголы в неопределённой форме имеют …. суффиксы ть, ти, чь.
В предложении глагол является…. сказуемым.
Не с глаголами…. пишется отдельно.
в) Работа в парах
- Перед вами текст, прочитайте его. (Сергей)
Где уместно разместить такой текст?
-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они не губили природу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это наш призыв, а мы любим природу).
Сохраним природу!
В субботний день мы отправились на уборку мусора. Наш класс решил навести порядок в лесу. Природа вздохнула свободно! Мы всех призываем заботиться о природе города Ханты – Мансийска.
Подчеркните глаголы. Определите время глаголов.
Задание: 1 ряд- выписать глаголы: н.в; б.в; п.в.
Какие знания помогли нам выполнить это задание?
- Что указывает на то, что глагол стоит в прошедшем времени?
- У каких глаголов нельзя определить время и число?
г) Повторение неопределенной формы глагола
(решил - прош. вр., навести – неопред. ф., отправились – прош. вр., , вздохнула – прош. вр. Призываем – наст.вр., заботиться – неопред. вр.)
б) Систематизация знаний
- Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их упорядочим и выделим пошагово – что знаем и что умеем:
- Выделять глагол среди других частей речи
- Определять время глагола
- Определять число глагола
- Изменять глаголы прошедшего времени по родам
- Ставить глагол в неопределенную форму
- Писать НЕ с глаголами
- Все ли этому научились? А как проверить? (выполнить задания)
- Какие задачи поставим перед собой на урок? ( Мы будем проверять себя, как умеем выделять глаголы, определять время и т.д.)
- Оценивать себя вы будете сами. У каждого на парте лежит лист достижений. После выполнения каждого задания вы поставите себе условный знак, а в конце урока мы подведем итог.
Физкультминутка.
Смена позы и проведение «Оживлялок» (доступные упражнения для снятия перегрузки всех систем организма)
- Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперёд. Потяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. В течение 10—15 сек. тяните так, чтобы было приятно.
- Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто вы, опираетесь о руки, выглядываете из окна. Всего 10—15 секунд и стало жарко.
д) Распознавание рода и числа глаголов. Письмо по памяти. Работа по учебнику. Стр. 132 упр. 240
Разбор по составу слова зазеленели
- Итог урока
Какую цель ставили перед собой?
Проверим как справились. Оцените свои знания по теме «Глагол» Кто поставил себе все плюсы?