Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_48e97fd07d8ebbe6f3581b19c0844ca9, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Дефектологическое сопровождение учащихся с Задержкой Психического Развития в условиях коррекционно-развивающего обучения

Дефектологическое сопровождение учащихся с Задержкой Психического Развития в условиях коррекционно-развивающего обучения

от . Опубликовано в Учительская - Москвина Валентина Викторовна


Содержание работы учителя-де­фектолога (специального педагога) в общеобразовательной школе исходит из цели деятельности специалиста, которая заключается в обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения (по нормативным документам с 2002 г. — специальные (коррекционные) клас­сы VII вида) в освоении ими обяза­тельного минимума содержания об­разования в условиях массовой шко­лы.

Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагоги­ки, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влияни­ем на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

 

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на детей с задержкой психического раз­вития (ЗПР), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, на­выками и в условиях обучения в коррекционных классах.

Содержание деятельности специ­ального педагога направлено на ре­шение следующих задач:

— выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

— составление индивидуальных комплексных программ развития ре­бенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;

— выявление детей с ЗПР цереб­рально-органического генеза для осуществления специального кор­рекционного воздействия специали­стов:

— дефектолога (учебная и позна­вательная деятельность);

—  логопеда (речевая деятельность);

— психолога (познавательная деятельность и эмо­ционально-личностное развитие);

— выявление детей, не подлежа­щих обучению в системе КРО;

— динамическое изучение уровня умственного развития детей и резуль­татов коррекционного воздействия;

— отслеживание соответствия выб­ранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достиже­ниям и уровню развития ребенка;

- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих   усвоение   программного материала и осуществле­ние переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учеб­ную деятельность учащихся;

— консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с за­держкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

 

Решение поставленных задач ре­ализуется в следующих направлени­ях работы учителя-дефектолога, обеспечивающих комплексный под­ход к ее организации.

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа специаль­ного педагога является составной ча­стью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Основная задача этого направле­ния — прогноз возможных трудно­стей обучения на его начальном эта­пе, определение причин и механиз­мов уже возникших учебных про­блем.

Цель педагогического обследова­ния состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и на­выков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и усло­вий их преодоления.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащих­ся классов КРО. По его результатам происходит: рас­пределение детей на группы по веду­щему нарушению, определение опти­мальных условий индивидуального развития,   зачисление учащихся на индивидуальные или групповые за­нятия.

Динамическое изучение учащих­ся. Проводится с целью отслежива­ния динамики развития ребенка, оп­ределения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для конста­тации результативности и определе­ния эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-по­знавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.

Текущая диагностика. Направ­лена на обследование учащихся мас­совых классов школы по запросу ро­дителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследова­ние проводится на протяжении учеб­ного года по мере необходимости.

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление ра­боты учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познаватель­ную деятельность ребенка с задерж­кой психического развития в дина­мике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные заня­тия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьиру­ется в зависимости от степени выра­женности нарушения (от 2 до 6 чело­век). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с уче­том режима работы школы.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Следует выделить следующие ос­новные направления коррекционно-развивающей работы:

  • сенсорное и сенсомоторное раз­витие;
  • формирование пространствен­но-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляци­онный компоненты);
  • формирование соответствующих возрасту общеин­теллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мыш­ления;
  • нормализация ведущей дея­тельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явле­ниях окружающей действительнос­ти, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учеб­ного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного матери­ала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направле­ние (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является ис­пользование дефектологом специ­альных приемов и методов, обеспе­чивающих специальные образова­тельные потребности детей с ЗПР, предоставления учащимся дозиро­ванной помощи, что позволяет ин­дивидуализировать коррекционный процесс. Также важным является перенос формируемых на занятиях умений и навыков в учебную работу ребенка, связь коррекционных про­грамм специалиста с программным материалом и его требованиями.

Основное количество часов коррекционно-развивающих занятий дефектолога отводится на работу с уча­щимися начальных классов.

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление вклю­чает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспече­ние взаимодействия специалистов.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога прово­дятся для оказания помощи родите­лям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспи­тания детей с особыми образователь­ными потребностями.

5. Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает под­готовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педаго­гических советах, оформление доку­ментации, при необходимости орга­низацию обследования учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьни­ков в специальные (коррекционные) учреждения.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается
во все сферы образовательного про­цесса.

 

 


[*] Вильшанская А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условия системы коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 2007. - №2.